Что такое вариатор? Вариатор – это механическая
бесступенчатая передача. Он используется для плавного изменения частоты
вращения ведомого вала. В основном на всех типах мотороллеров
установлен клиноременный вариатор. Он состоит из ведущего шкива,
ведомого и клиновидного ремня и работает только в зависимости от
количества оборотов двигателя, не реагируя на нагрузки (например при
подъеме в гору, нагрузка на заднее колесо увеличивается, а передаточное
число остается неизменным), что является одним из его недостатков.
Начнем с самого простого. Почему клиновидный ремень? Из
рисунка слева видно, что ремень в разрезе имеет трапециевидную форму и
"вклинивается" в шкив только своими боковыми поверхностями. При износе
этих поверхностей, благодаря своей форме, он врезается глубже в шкив и
все равно остается в хорошей сцепке с ним.
Как изменяется
передаточное число? Устройство ведущего шкива (ведущий шкив вращается
коленвалом) таково, что его щеки при воздействии центробежных сил
плавно сжимаются и выталкивают клиновидный ремень все дальше и дальше
от центра шкива. Ведомый же шкив при этом наоборот, разжимается, и
ремень на нем плавно утопает все ближе и ближе к центру шкива. Чем
больше обороты двигателя - тем больше сжимается ведущий шкив и
разжимается ведомый, тем самым меняя передаточное число от коленвала к
заднему колесу. Этот процесс хорошо виден на этих рисунках:
Двигатель не запущен.
Малые обороты двигателя.
Средние обороты двигателя.
Максимальные обороты двигателя.
На рисунках показаны также положения клиновидного ремня
в разрезе на ведущем шкиве (слева) и ведомом (справа) при разных
режимах работы двигателя.
Как устроен ведущий центробежный шкив вариатора? Довольно просто! Разберемся в его конструкции, показанной на рисунке:
Ведущий центробежный шкив вариатора.
1 - неподвижная щека шкива, жестко прикрученная к цапфе
(хвостику) коленчатого вала 5 болтом 8 с шайбой 6. Клиновидный ремень 2
размещен между щеками 1 и 3. Щека 3 устроена так, что свободно
перемещается на валу 5. Перемещают ее ролики 4 которые упираются в
упорную и неподвижную щеку 9. Под воздействием центробежной силы,
ролики 4 расходятся от центра вала 5, тем самым сдвигая щеку 3 ближе к
щеке 1 и выталкивая ремень 2 дальше от вала 5. Положения роликов 4 и
щеки 3 на разных оборотах двигателя Вы уже видели на четырех рисунках
выше.
Теперь немного о ведомом шкиве (рисунок ниже).
Ведомый шкив. От
ведущего шкива он отличается тем, что у него нет роликов, вместо них
пружина (смотрите рисунок справа). В тот момент когда на ведущем шкиве
щеки сближаются, выталкивая при этом ремень, на ведомом шкиве щеки (а
именно двигается щека 5 по валу 7, щека 6 установлена жестко и
неподвижна) наоборот, расходятся, сжимая пружину 3, и ремень опускается
глубже, что опять таки видно на режимах работы двигателя выше на
четырех рисунках. Благодаря пружине 3 клиновидный ремень всегда
натянут, и натяжение его пропорционально увеличивается с увеличением
оборотов. Это в свою очередь позволяет не проскальзывать ремню на более
высоких оборотах, на которых нагрузка больше чем на более низких.
Существуют
также более простые модели мотороллеров у которых отсутствует вариатор
на ведущем валу. Вместо него установлен простой шкив и передаточное
число от него к ведомому фиксированное на всех оборотах двигателя.
Такие модели больше 50 км/ч. не развивают и "тупо" набирают обороты с
места. Ведомый же шкив у них такой же как и у вариаторных - под
пружиной и служит только для натяжения ремня. Единственный плюс такого
устройства - ремень служит дольше.
Источник: http://www.moto.com.ua |